Учебная деятельность занимает ведущее место в жизни студентов. Двигательная активность взаимосвязана с режимом учебной деятельности. Известно, что длительное и значительное ограничение физической активности человека приводит к отрицательным изменениям, в том числе, к ухудшению умственной работоспособности, снижению функции внимания, мышления, памяти. В условиях недостаточности повседневной двигательной активности студентов физическое воспитание должно обеспечить развитие двигательных качеств, а так же высокий уровень работоспособности.
Из бесед со студентами, целью которых было установление причин, препятствующих активным занятиям физической культурой, выяснилось, что это не только недостаток самодисциплины, но и отсутствие ясности о способах достижения физической активности без больших затрат времени. На традиционный вопрос: «Почему вы не занимаетесь регулярно физической культурой?» большинство студентов отвечало однозначно: «Не хватает времени». Однако, это не совсем правильный ответ. Дело в том, что ни один из опрошенных студентов не пытался выполнить тщательный анализ своего рабочего дня и недели в целом.
Рост научной информации и интенсификации процесса обучения показывает, что студенты на изучение программных предметов тратят 10-12 часов, а в сессионные периоды до 16 часов в сутки. В режиме трудового дня студента можно всегда найти время для физических упражнений. Для правильной оценки времени, которое можно употребить на достижение физической активности, каждый студент должен выделить условные сферы своей ежедневной деятельности: пребывание дома, на лекциях, лабораторных занятиях, в дороге.
Внутри каждого из этих периодов физическая активность студента разная, и ее надо реально оценить. Например, утро – гигиеническая гимнастика или зарядка; дорога в университет – это исключение или минимальное использование транспорта. Во время лекции и практических занятий у студентов расслаблены мышцы брюшного пресса, согнута спина, замедлен кровоток, поэтому нужны физкультурные паузы. Вечером перед сном – вечерняя гигиеническая гимнастика. Естественно, что еще больше возможностей занятием спортом в выходные дни. В период экзаменационных сессий, который характеризуется самой низкой двигательной активностью, целесообразны мероприятия, направленные на самостоятельные занятия физическими упражнениями. Во время каникул необходимо направлять студентов в спортивно-оздоровительные лагеря. Это обеспечит непрерывность процесса физического воспитания на протяжении всего календарного года. Однако если свести свою двигательную активность к занятиям один раз в неделю, то это не даст большого эффекта.
Таким образом, значительные умственные нагрузки студентов при отсутствии рационального сочетания учебных занятий, отдыха и необходимого двигательного режима могут стать причиной ухудшения их состояния здоровья и снижения работоспособности. Преподавателям физического воспитания, особенно работающим со студентами первых курсов, рекомендуется на практических занятиях в течение нескольких минут регулярно освещать различные стороны здорового образа жизни, личной гигиены, рационального сочетания учебных нагрузок и активного двигательного режима.
Смотрите также
Гиповитаминоз В2 (рибофлавин)
Рибофлавин связан с обменом белков, нуклеиновых кислот,
углеводов, липидов, окислительным фосфорилированием, принимает участие в
тканевом дыхании. ...
Методы эндоскопической диагностики и лечения
ЭЗОФАГОСКОПИЯ.
Аппаратура. Осмотр пищевода осуществляют с помощью гибких или
жестких эндоскопов. Для диагностики целесообразнее применять гибкие
эзофагоскопы, которые позволяют детально осмотреть ...
Диспансерное наблюдение при СД у детей
Осуществляется
педиатром и эндокринологом и включает ведение на дому, обучение родителей и
ребенка методам компенсации СД, периодические (каждые 6-12 месяцев)
обследование и коррекция доз инсу ...