Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация страха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса.
Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный. Боязнь и тревожность, как состояние, соответствующее страху и тревоге. Реальный (при конкретной угрозе) и воображаемые (на уровне представлений).
По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение.
Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняется разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя таким образом защитную, адаптивную роль в системе психической само регуляции.
Это своеобразное средство в познании окружающей действительности. В некотором роде страх - способ ограничения "Я" от чужеродного, неприемлемого влияния извне, страх может мобилизовать "Я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов.
Возрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. В начале ребенок боится остаться один без поддержки близкого лица (7 мес), опасается посторонних, не известных ему лиц (8 мес), далее он боится высоты, боли, бабы Яги.
Далее темноты, огня пожара и т. д., всего того, что было развито у первобытных людей. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами. ВА отличие от естественных, социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности. При большем, чем в норме количестве страхов и их невротическом характере возникает состояние психического напряжения, скованности, аффективно заостренного стремления к поиску опоры.
Поведение становится все более пассивным, атрофируется любопытство, любознательность, избегается любой риск, связанный с вхождением в новую, неизвестную ситуацию общения.
Развивается настороженность и замкнутость, уход в себя, в свои проблемы. Усиливается не свойственная детям ориентация на травмирующее прошлое. Неумение радоваться пропорционально умению тревожиться.
Был проведен опрос детей в возрасте от 3 до 16 лет. Задавался вопрос: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься" и далее было перечисление страхов (папу, маму, бабу Ягу, темноту, страшный сон и т.д.).
Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет, меньше всего страха - в 15. У дошкольников чаще встречаются страхи боли, уколов, огня, сказочных персонажей, темноты, снов, наказания. В школьном возрасте преобладают страхи войны, смерти родителей, опоздания.
Смотрите также
Оккупациональная терапия
В повседневной жизни мало кто из нас обращает
внимание или не обращает вообще на то, как мы выполняем различные действия.
Привычные дела выполняются машинально, как само собой разумеющиеся. ...
«Большие» симптомы СД
Полидипсия
(жажда), вначале нерезкая, а затем быстро
усиливающаяся, связана с высокой гипергликемией и состоянием дегидратации,
сопровождается сухостью во рту и жаждой даже в ночное время (нес ...
Физиология, биохимия почечных эритропоэтинов
В процессе жизнедеятельности в организме человека образуются
значительные количества продуктов обмена, которые уже не используются клетками
и должны быть удалены из организма. Кроме того, организм д ...